Профессиональный стандарт

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального  стандарта»).

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности  (ч.2 ст. 195.1  ТК  РФ).
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

С 1 января 2017 года на территории России введён профессиональный стандарт педагогов.  (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584). Он касается всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.

Что такое профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.

Под применением профессионального стандарта понимают использование их положений в организации деятельности  образовательного учреждения:
- при приеме на работу в образовательные организации;
- при аттестация педагогов для определения квалификации работника;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций и штатного расписания;
- при формировании норм оплаты труда.

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников  в сфере  общего образования

Наименование
Профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

1.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Воспитатель
Учитель

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

2.

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации

Приказ Минтруда России от  24 июля 2015 г. № 514н

3.

Педагог дополнительного образования детей  и взрослых

Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования
Тренер- преподаватель
Старший тренер- преподаватель
Методист
Педагог - организатор

Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 года N 652н

 

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

-  разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- формирование мотивации к обучению;
- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог (педагогическая  деятельность в сфере дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);
  • Приказ Минтруда России от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 
  • Приказ Минтруда России от 09.03.2022 №113н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» 
  • Приказ Минтруда России от 27.04.2023 №421н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по  управлению документами организации» 
  • ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
  • Комментарий к постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584;